Договор Фрахтования

Несколько дней назад некоторые из водителей, партнеров и клиентов Uber в Украине получили текст договора чартера от украинского Uber. С предложением принять для дальнейшего продолжения работы. К слову, возможности отказаться ни у кого не было. Только кнопка «Согласен».

Почему и зачем?

Похоже, к разработке договора Uber подошел достаточно серьезно. Договор составлялся явно не один час и не на колене. И, как мне кажется, хорошими юристами. В своей практике я видел и изучал много различных договоров, но этот — один из самых крутых.

Итак, сам договор являет собой договор присоединения. Это когда сторона, диктующая условия (Убер), просто выставляет договор в удобном для себя виде и говорит: кто согласен работать — присоединяйтесь без изменения условий. Кто не согласен — до свидания.

Что такое договор чартера?

Это такой договор, в котором одна сторона (фрахтовщик — в данном случае Партнер и/или Водитель) обязуется предоставить другой стороне фрахтователю (Пассажиру) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств — автомобиля — на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза и почты или для других целей.

У этого договора чартера прослеживается несколько задач:

Подчеркнуть, что Uber не является транспортной компанией, перевозчиком пассажиров и не предоставляет транспортных услуг;

Намекнуть, что отношения перевозки в процессе работы с приложением Uber, все-таки, возникают. Но между партнером, водителем и пассажиром. И компания Uber в них никоим образом не участвует.

Заставить Партнеров и водителей согласиться, что полный объем ответственности за то, что происходит в результате эксплуатации транспортного средства, лежит на Партнере и водителе. По всем претензиям пассажиров или госорганов.

В то же время, юристы понимают, что подобные положения могут быть в будущем признаны недействительными судом. Поэтому вносят в договор еще одну норму: о том, что Партнеры обязуются в этом случае все равно возместить все убытки по всем претензиям.

Теперь Партнер ответственен за всё. По любым претензиям пассажиров и госорганов.

Теперь о деньгах. Это важно.

Uber — компания-нерезидент. Зарегистрирована по законодательству Нидерландов. Находится там же и платит налоги там же. В Украине налоги не платит. Все деньги с пассажиров уходят сразу на счета в банке этого нерезидента. Не в Украине, весьма возможно. Теперь внимательно читаем и думаем:

5.5 Перерахунок чистого доходу в суму, що підлягає оподаткуванню
5.5.1 Всі платежі, які повинні бути зроблені Партнером в рамках цієї Угоди, здійснюються в чистих коштах, які не підлягають будь-яким відрахуванням або залікам, вільні від будь-яких зобов’язань, податків, зборів, ввізного мита, нарахувань, платежів і утримань будь-якого характеру, які накладаються будь-якими державними, податковими чи іншими органами у даний час або в майбутньому.

Якщо Партнер змушений здійснити будь-яке вирахування або утримання, він виплатить компанії Uber таку додаткову суму, яка необхідна для забезпечення отримання компанією Uber повної (чистої) суми, зазначеної в рахунку-фактурі, яку компанія Uber отримала б, якби не було проведено відрахування. Партнер відповідальний і несе зобов’язання щодо виплати та перерахування всіх податків, зборів, ввізного мита, нарахувань, платежів і утримань понад суму повної (чистої) виплати, що належить компанії Uber з боку Партнера.

Что это означает?

Когда-нибудь может возникнуть вопрос.

Клиент заплатил деньги. Например, 100 грн. за поездку. По этому договору Убер скажет, что все деньги — это доход Партнера. Все 100 грн., с которых Партнер должен заплатить налог в Украине. А вдобавок — выплатить 25% от этой суммы — Уберу. Потому что так договорились.

Что может произойти: в один прекрасный момент придет налоговая к водителю и спросит: откуда деньги? Водитель скажет — работаю в Убер. Налоговая придет в офис Убер с тем же вопросом. Убер скажет: «Я — нерезидент. И не участвую в отношениях перевозки. Я — лишь посредник между пассажиром и Партнером. На которого, кстати, работает водитель. Вот его код, вот адрес, вот данные водителя. Посмотрите аккаунт«. И покажет аккаунт (имеет, кстати, право, согласно условиям этого договора).

Налоговая придет к Партнеру и скажет: «Ты получил 100 грн. от пассажира. А налог заплатил только с 75. Заплати налог и штрафные санкции еще с 25».

Это при том, что партнер заработал максимум 5% от той суммы, которую заплатил пассажир. И погасить требования налоговой ему реально не с чего. И тут-то Партнер возьмется за голову и скажет: «Да вы что, все здесь ох…ли или что?!». Как-то так. И пойдут длинные суды с кучей процессов признания недействительными условий договора, с установлением фактов и т.п. Но комиссия Уберу уже заплачена. Она чистая — как алмаз. Освобождена от любых налогов. Лежит в банке в Нидерландах. Или в Белизе.

Идем дальше. Ответственность за наличие лицензии.

Она также полностью переложена на партнера. Причем, ответственность за наличие лицензии у каждого из водителей. Или за внесение в лицензионную карточку. На деле это невозможно. Экономически невыгодно. Но Убер снимает с себя ответственность за это.

Избавляет ли Договор фрахтования (чартера) от необходимости Партнера или водителя получить лицензию на перевозки? По факту — вряд ли. Чартер — это разновидность перевозок. Просто регулируется по-особому. Транспортными уставами и договором. Скажем так: прямого указания на то, что деятельность чартера попадает под лицензирование, — нет. Но Uber ведь и не говорит, что водители занимаются чисто чартером. Даже в этом договоре он как-то трусливо говорит, что не отвечает за результаты отношений перевозки, в которые вступают Партнер и Клиент. И вид возникших правоотношений определяется не по названию договора, а по содержанию отношений. Если вам надо построить дом и вы подпишете со строителями договор, к примеру, аренды автомобиля, но все равно они будут строить вам дом, то ваши отношения не станут отношениями аренды. Они будут отношениями подряда. Название договора не влияет на содержание отношений.

Убер обставляет себя со всех сторон.

И стелет солому везде, куда можно постелить. Например, на случай, если кто-то вздумает признать отношения Uber с Партнером трудовыми, Договор говорит:

6.3.2 Сторони прямо погоджуються, що ця Угода не може розглядатися як трудовий договір або трудові відносини, і що компанія Uber є агентом Партнера або Водія, надаючи виключно посередницькі послуги Партнерові в обмін на Комісійну винагороду.

Есть водители, которые презрительно называют своих партнеров «прокладками».

Так вот, с помощью этого документа именно Убер стремится стать «прокладкой». Посредником в чистом виде. Чтобы не нести ответственность. А главные действующие лица — Партнер и Клиент. Между ними — Водитель. Как исполняющий волю Партнера. И в данном случае я бы был очень рад оказаться действительно «прокладкой», простым посредником. Но на деле придется нести всю ответственность.

Если же, все-таки, отношения между Убером и Партнерами или Водителями таки будут признаны трудовыми, то существует пункт 6.3.3 Договора:

У всіх інших випадках, крім пункту 6.3.2, Uber має право утримувати податок, що сплачується роботодавцем, і внески у фонд соціального страхування за всіма сплатами, які підлягають сплаті Партнеру. В цьому випадку всі минулі, дійсні і майбутні платежі Партнеру, у відповідності з цією Угодою, розглядаються як виплата заробітної плати до вирахування податків, що підпадає під податок, що сплачується роботодавцем, і внески в фонд соціального страхування. Партнер повинен гарантувати відшкодування шкоди і звільнити компанію Uber від відповідальності щодо сплати всіх пов’язаних податків і внесків, а також щодо сплати відсотків, штрафів та витрат, що підлягають сплаті протягом 14 днів після письмового запиту від компанії Uber.

То есть, если даже кто-то докажет, что деньги, полученные от Убер, это зарплата, то Убер скажет: «Ок, пусть даже зарплата. Только начисления и отчисления заплатите сами». И откажется от любых выплат.

А за что несет ответственность Убер?

Ни за что) Во всяком случае, я не нашел ответственности Убер. В разделе 7 Убер в который раз отказывается от ответственности за всё на свете (в том числе за неработоспособность приложения и за убытки, возникшие вследствие этого.

А если вдруг в суде встанет вопрос признания этого отказа недействительным, то на такой случай Договор содержит положение о том, что Убер в любом случае не вернет водителям и партнерам более 50% от суммы полученной комиссии за последние 12 месяцев.

И последнее. О чем многим будет даже лень читать.

В Договоре сказано, что этот текст — лишь вольный перевод. На самом деле оригинальная версия — английская. Которой никто в глаза не видел. А законодательство, по которому можно судиться в рамках этого договора, — законодательство Нидерландов. То есть, все партнеры, водители и пассажиры, нажав «Согласен», согласились, что предъявлять претензии они могут лишь по законодательству Нидерландов. О котором многие даже не слышали.

ВЫВОДЫ:

Это один из лучших договоров, созданный командой юристов. С просчитанными и предусмотренными рисками. С кучей дисклеймеров.

Защищает ли такой договор водителей и партнеров от посягательств, например, государственных органов?

Нет. Почти никак. Кроме сноски на то, что судиться надо в Нидерландах. Но это на самом деле не всегда и не обязательно.

Защищает ли такой договор Uber от претензий пассажиров?

Да. Более чем. Убер в спорных случаях (помните, например, случай с ДТП ?) раскрывает данные Партнера и перекладывает всю ответственность на него.

Что ж, пусть будет так. Особого выбора ведь все равно нет) Будем соглашаться на то, что предлагают. И решать вопросы по мере поступления. Тем более, что отказаться от его подписания нельзя)

Договор очень хорош для Uber (хотя тоже напрямую не решает их проблем), умеренно лоялен для водителей и просто кошмарный для Партнеров. Но есть как есть.

А пока — будем работать в тех условиях, которые есть. И ни в коем случае не жаловаться.

Всем безопасных поездок!